| 1. Установите двигатель на прочные опоры. |

2. Отверните три гайки крепления стартера. |

3. Снимите стартер. |

4. Отверните три болта и гайку крепления коробки передач к блоку цилиндров. |

5. Аккуратно снимите коробку передач. Следите за тем, чтобы шлицевой конец первичного вала не опирался на лепестки диафрагменной пружины. |
 |
6. Вставьте оправку в отверстие нажимного диска.
Снять сцепление можно и без оправки, но при этом надо придерживать ведомый диск - он может выпасть из кожуха сцепления. Оправку можно изготовить по размерам первичного вала или использовать вместо нее старый первичный вал. |

7. Отверните шесть болтов крепления кожуха сцепления к маховику, заблокировав маховик отверткой. Для упора отвертки установите подходящий по диаметру болт. |

8. Аккуратно снимите кожух сцепления вместе с ведомым диском. |

9. Снимите верхнюю крышку картера сцепления с установочных штифтов, поверните ее и выньте из-за маховика. |
 |
10. Отверните шесть болтов крепления маховика, зафиксировав его от проворачивания. Снимите стопорную пластину, придерживая маховик. |
 |
11. Снимите маховик с коленчатого вала. |
 |
12. Установите поршень первого цилиндра в в.м.т. такта сжатия. Для этого проверните коленчатый вал ключом за болт до совпадения метки на шкиве коленчатого вала с длинной меткой на передней крышке. |

13. Снимите наконечники проводов со свечей зажигания. |

14. Отсоедините шланг от вакуум-корректора. |

15. Отверните три гайки крепления распределителя зажигания. Снимите кронштейн крепления высоковольтных проводов. |

16. Снимите распределитель зажигания. |

17. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг от топливного насоса. |

18. Отверните две гайки крепления топливного насоса. |

1 9. Аккуратно снимите топливный насос, чтобы не повредить прокладку. |

20. Осторожно снимите теплоизоляционную проставку со штоком, не повредив регулировочные прокладки. |

21 . Отверните болт с внутренним шестигранником крепления корпуса привода распределителя зажигания (вспомогательных агрегатов). |

2. Снимите корпус привода распределителя зажигания (вспомогательных агрегатов). |

23. Отверните три болта крепления передней крышки. |

24. Снимите переднюю крышку. |

25. Ослабьте затяжку гаек крепления генератора. |

26. Поверните генератор к блоку, |

27. Снимите ремень привода генератора. |

28. Отверните болт крепления натяжной планки к блоку цилиндров. |

29. Полностью отверните гайку крепления генератора. |

30. Выньте болт, придерживая генератор, и снимите его с двигателя. |

31. Отверните две колпачковые гайки крепления крышки клапанов. |

32. Аккуратно снимите крышку клапанов вместе с уплотнительной прокладкой |

33. Ослабьте болт крепления шкива распределительного вала, удерживая его от проворачивания, для чего уприте отвертку в шпильку крепления задней крышки. |
 |
1 - натяжной ролик
2 - шкив распределительного вала
3 - ремень привода распределительного вала
4 - шкив генератора
5 - ремень генератора
6 - шкив коленчатого вала
7- шкив водяного насоса |

34. Ослабьте гайку натяжного ролика. |

35. Поверните натяжной ролик, ослабив натяжение ремня. |

36. Снимите ремень с шкива распределительного вала, натяжного ролика и шкива водяного насоса. |

37. Отверните болт крепления шкива распределительного вала и выньте его вместе с шайбой. |

38. Аккуратно, чтобы не повредить сальник, спрессуйте с помощью съемника шкив распределительного вала и снимите его. При отсутствии съемника, воспользуйтесь двумя отвертками. |

39. Снимите заднюю крышку. |

40. Отверните четыре болта и гайку шпильки крепления задней крышки. |

41 . Отверните болт крепления шкива коленчатого вала, удерживая вал от проворачивания. |

42. Снимите шкив коленчатого вала, зубчатый шкив и ремень ГРМ. |
 |
Чтобы зафиксировать коленчатый вал от проворачивания, заверните два болта крепления маховика в отверстия фланца коленчатого вала и вставьте между ними большую отвертку или монтажную лопатку. |

43. Отверните гайку крепления и отсоедините кронштейн от подводящей трубы водяного насоса. |

44. Отверните десять болтов крепления головки блока специальным ключом под внутренний шестигранник. |

45. Выньте болты с шайбами. |
 |
Расположение болтов крепления головки блока. |

46. Снимите головку блока цилиндров. |

47. Снимите уплотнительную прокладку головки блока цилиндров. |

48. Отверните два болта крепления и снимите подводящую трубу водяного насоса. |
 |
Предупреждение к операции 46
Не забивайте между головкой и блоком цилиндров отвертку или другие инструменты.
Чтобы оторвать головку от блока, вставьте отвертку под выпускной коллектор.Используя ее как рычаг, приподнимите головку. |

49. Выньте водяной насос, подцепив его отверткой. |

50. Переверните двигатель масляным картером вверх и отверните шестнадцать болтов крепления масляного картера. |

51. Снимите масляный картер и уплотнительную прокладку. |
 |
Для снятия масляного фильтра воспользуйтесь специальным ключом. Если ключа нет, а фильтр не удается отвернуть руками, пробейте его корпус отверткой и отверните фильтр, пользуясь отверткой как рычагом. |

52. Отверните масляный фильтр. Отверните два болта крепления приемника масляного насоса к крышке опоры коленчатого вала и болт крепления к масляному насосу. |

53. Выньте трубку приемника из масляного насоса и снимите приемник. |

54. Отверните шесть болтов крепления масляного насоса. |

55. Снимите масляный насос, сдвинув его с носка коленчатого вала. |

56. Отверните шесть болтов крепления держателя заднего сальника. |

57. Осторожно снимите держатель, отжав его отверткой от блока. |

58. Отверните гайки крепления крышки шатуна. |

59. Снимите крышку шатуна и вкладыш. Если демонтаж крышки затруднен, сбейте ее несильными ударами молотка. |

60. Протолкните шатун с поршнем внутрь цилиндра так, чтобы шатун не касался его стенок. Иначе можно повредить зеркало цилиндра. |
 |
Расположение гаек крепления шатунов (стрелки белого цвета) и болтов крепления крышек коренных подшипников (стрелки красного цвета). |

61. Осторожно выньте поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем из блока, стараясь не повредить зеркало цилиндра. Таким же образом выньте остальные поршни. Если вкладыши остались на валу, снимите их. |

62. Отверните болты крепления крышек коренных подшипников. |

63. Снимите крышки коренных подшипников и нижние вкладыши. Выньте коленчатый вал из блока цилиндров. |
 |
64. Выньте верхние вкладыши коренных подшипников из постелей блока цилиндров. Выньте опорные полукольца из средней опоры.
При разборке двигателя рекомендуем заменить вкладыши. |